«Не стала ждать, что кто-то сделает это за меня»: почему проблемы доступной среды касаются каждого

  • Время на чтение:15 мин
    • VK
    • TG

Мы продолжаем рассказывать про участников акселерационной программы поддержки и сопровождения социальных проектов в рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России – 2019». Автор добровольческого проекта «Городской транспорт без преград» Татьяна Анашенко – о том, почему ее слышат городские власти, какие вопросы можно и нельзя задавать людям с инвалидностью и что общего между человеком в инвалидном кресле и девушкой на шпильках.

«Власти нас слышали и слышат»

Татьяна Анашенко вместе с мужем Валерием уже пять лет занимается обустройством доступной среды для маломобильного населения в Калининграде. На конкурс «Доброволец России – 2019» они представили проект «Городской транспорт без преград».

Татьяна рассказывает, что после того, как она села в инвалидную коляску, ее жизнь «стала более наполненной»: «Я и раньше была активным человеком, но сейчас у меня есть глобальная цель и это делает меня счастливой». До инвалидности она совсем не занималась добровольчеством. Общественные инициативы пришли в ее жизнь, когда после перелома позвоночника и выписки из больницы женщина стала думать, как жить дальше.

«Постепенно я поняла, что мне очень нравится помогать людям. Я не сразу стала заниматься добровольчеством. Сначала моя помощь выражалась в, казалось бы, незначительных делах: например, помочь другу настроить компьютер. Я помогала и ловила от этого кайф, потому что у меня была потребность помочь. Вот так произошло переосмысление жизни», – рассказывает автор проекта. Когда Татьяне предложили поучаствовать в работе общественной организации, она поняла, что, наконец, нашла себя.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно документу, в стране необходимо ликвидировать дискриминацию граждан по признаку инвалидности и создать условия, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли полноценно участвовать в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Спустя два года Татьяна прошла обучение для специалистов по доступной городской среде.

«Я решила, что если хочу изменить мир, то сделаю это сама, а не буду ждать что кто-то придет и все сделает за меня. На обучении меня сопровождал мой муж Валерий, который тоже стал специалистом и получил сертификат. Так что мы не просто муж и жена, но и коллеги», – делится собеседница.

По ее словам, обученные специалисты по доступной среде в России до сих пор на вес золота. «Для калининградских властей мы были, конечно, подарком. Нас сразу же пригласили в горадминистрацию, и мы стали обсуждать, как обустроить доступную среду», – рассказывает Татьяна.

Она подчеркивает, что с самого начала взаимодействия с властями она и ее команда приходили в администрацию не как просители, а как партнеры: «Мы не жаловались, не требовали и не стучали кулаками по столу, а говорили: «Да, мы знаем, что есть проблема. Давайте мы поможем и подскажем вам, как эту проблему решить».

И хотя чиновники слышали Татьяну и соглашались с ее предложениями, первые два года работа шла очень тяжело, поскольку взаимодействие между властями и добровольцами в сфере доступной среды еще не было налажено. Постепенно работа «раскачалась», и сейчас у участников проекта очень плотный график: консультации, проверка обустройства улиц и придомовых территорий, обучение.

Муж Татьяны ходит, таких специалистов, как он, называют экспертами, а таких, как сама Татьяна, – экспертами-пользователями. Татьяна тестирует готовые варианты среды, а туда, где она не может проехать из-за отсутствия доступной среды, приходит Валерий и показывает, что и как нужно обустроить.

«Ничего для нас без нас»

Проект «Городской транспорт без преград» появился после того, как команда Татьяны рассказала чиновникам, что в городе должна существовать не только архитектурная доступность (пандусы у подъездов, заниженные бордюры), но и транспортная. Администрация закупила низкопольные автобусы, но вскоре выяснилось, что сотрудники общественного транспорта не готовы к оказанию помощи пассажирам с инвалидностью – они просто не знали, как пользоваться откидными пандусами. Татьяне стало ясно, что линейный состав необходимо обучать. В 2015 году ее команда начала выпускать памятки для персонала, а затем проводить очные занятия с сотрудниками всех пяти городских автотранспортных предприятий.

«Потом мы поняли, что своими силами не сможем охватить сотрудников, поэтому сняли видеоинструкцию, в которую собрали все наши знания об использовании транспортом людьми с инвалидностью и сами снялись в главных ролях», – рассказывает Татьяна.

Она уверена: чтобы средства на программу «Доступная среда» были потрачены не зря, необходимо привлекать к созданию среды обученных специалистов с инвалидностью.

«У меня в фотоленте на телефоне есть целая подборка нелепых ситуаций, когда доступность среды вроде бы повысили, но на практике воспользоваться новыми приспособлениями невозможно. Например, пандус, посреди которого растет дерево – работники заботливо вырезали для него дырочку. Или кнопка помощи в банке, которая находится наверху обычной лестницы – до нее невозможно добраться человеку в коляске или с инвалидностью по зрению», – говорит Татьяна.

При обустройстве доступной среды необходимо взять на вооружение принцип, который озвучивают люди с инвалидностью: «Ничего для нас без нас».

«Со мной однажды произошел такой анекдот: я стояла спиной к транспортной остановке и общалась с друзьями. Подъехал автобус, оттуда выбежал кондуктор, скомандовал водителю выпустить пандус и стал затаскивать меня в салон – а мне туда не надо. Я в шоке, мои друзья тоже – открыли рты и ничего сказать не могут. Чуть не уехала», – смеется Татьяна. – Если вы хотите помочь человеку с инвалидностью, то задайте ему два вопроса: «Нужна ли вам помощь?» и «Как я могу помочь?».

В рамках очного этапа акселерационной программы конкурса «Доброволец России» Татьяна и другие волонтеры с инвалидностью провели беседу, в ходе которой ответили на самые «неудобные» вопросы. Так, выяснилось, что люди на колясках могут говорить о себе не только «я еду», но и «я иду», «я стою».

«Иногда люди в общественных местах пропускают меня со словами «Проходите», и я вижу, как тут же они начинают заливаться краской от смущения. Хотя в этом нет ничего страшного, я сама про себя говорю: «хожу по улице», – поделился один из добровольцев в инвалидном кресле.

Некоторые участники беседы рассказали, что им неприятно обращение «инвалид» или «человек с ограниченными возможностями». Но отношение к этим терминам у каждого индивидуальное. Татьяна, например, совершенно не обижается, когда ее называют инвалидом: «Это слово характеризует мое физическое состояние, но не описывает меня как человека, поэтому я не обижаюсь на него. Я вообще не воспринимаю себя как инвалида. Наверное, это осознание себя как обычного человека помогает мне жить обычной жизнью».

Город для всех

Несмотря на оптимизм, первые три года после перелома позвоночника Татьяне было очень тяжело принять себя и справиться с физиологической перестройкой организма и эмоциональными волнениями. Состояние усугубляло еще и практически полное отсутствие доступной среды в городе. При такой ситуации многие оказываются буквально заперты в стенах своей квартиры и практически не выходят на улицу. Это касается не только людей в коляске, но и тех, кому сложно ходить из-за проблем с сердцем или лишним весом, а также людей с нарушениями зрения или слуха.

«Еще 10-15 лет назад появление на улице «колясочника» было для людей целым событием. Я ловила на себе косые взгляды и для меня это было моральным стрессом, – вспоминает Татьяна. – Но вот появилась доступная среда, инвалиды начали выходить из квартир, к ним стали привыкать, и сама атмосфера на улице стала легче, приятнее. Это чувствуется кожей».

Татьяна и Валерий подчеркивают, что доступная среда нужна далеко не только инвалидам. Она рассчитана на маломобильные группы населения, в которые каждый человек на протяжении жизни входит как минимум два-три раза. Ребенок дошкольного возраста, родители с коляской, люди старше 60 лет, пассажиры с тяжелыми чемоданами и тележками, беременные женщины, люди на костылях со сломанной ногой – все они относятся к маломобильным гражданам, которые могут испытывать трудности при передвижении по улицам или получении информации и услуг. Согласно международным стандартам, к маломобильным гражданам относятся также люди с излишним весом и девушки на шпильках. Для всех таких людей и нужна среда, которая устраняет барьеры и делает их передвижение комфортным.

Проект «Городской транспорт без преград» работает не только в Калининграде, но и в области. На связь с Татьяной выходят люди на колясках из городов и поселков, готовые продвигать доступную среду в своих муниципалитетах. Татьяна дает им консультации, объясняет, что и как нужно сделать, к кому из чиновников обратиться.

Она уверена, что проект готов к масштабированию в другие регионы России. В первую очередь Татьяна хотела бы передать накопившийся опыт реализации доступной среды: готовые видео-инструкции, алгоритмы взаимодействия с властями.

«Мы четыре года разрабатывали механизм создания транспортной доступной среды, и теперь можем поделиться уже готовым продуктом с людьми из других регионов. Это сэкономит им много сил и средств и поможет быстрее и эффективнее создать доступную среду», – заключает она.

Справка

Акселерационная программа, запущенная Ассоциацией волонтерских центров в 2018 году, проходит с 16 октября 2019 по 15 февраля 2020 года. Критериями отбора проектов в программу стали высокий социальный эффект инициативы и уникальность предлагаемой технологии, сформированная команда, опыт успешной деятельности для реализации заявленного проекта и наличие реальных партнеров, готовность к масштабированию.

Участие в программе акселерации позволяет лидерам инициатив получить возможность тиражирования своих проектов в другие регионы страны, фирменные рекламные ролики, информационную поддержку в СМИ, сопровождение проектов и наставников на период до шести месяцев, пройти обучение по программам АВЦ, включая онлайн-университет, а также возможность принять участие во встречах с представителями высших органов власти.

После завершения очной части программы лидеры инициатив продолжат работать с кураторами и экспертами, принимать участие в вебинарах, а со 2 по 5 декабря на Международном форуме добровольцев для них пройдет отдельная программа. По итогам участия в программе руководители проектов смогут усовершенствовать свои инициативы, а лучшие из них получат возможность создать социальные франшизы и тиражировать проекты в регионах страны.

Очный этап акселерационной программы прошел в октябре 2019 года в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье. В предыдущей публикации мы рассказывали про добровольческий проект «Десант здоровья».

  • VK
  • TG

Читайте также