Вдохновители страны: проекты, которые помогают и учат

  • Время на чтение:16 мин
    • VK
    • TG

Мы продолжаем рассказ о проектах, которые стали вдохновителями пунктов плана мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества до 2025 года. В этом материале мы расскажем про цифровизацию волонтерской помощи, информационном добровольчестве и квестах от «серебряных волонтеров».

Добровольцы 21 века: технологическая платформа для волонтерства через мобильный телефон

В декабре 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин дал поручение проработать вопрос привлечения волонтеров к оказанию социальных услуг, включая дистанционные программы взаимодействия и поддержки людей с инвалидностью (на основе платформы дистанционного перевода SOL). При проработке данного вопроса министр поручил учитывать практику взаимодействия Фонда социального страхования (ФСС) с проектом Global Care League.

Один из пунктов плана мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества, утвержденного Правительством РФ летом 2019 года, направлен на обобщение технологий по привлечению добровольцев в деятельность по предоставлению социальных услуг в организациях социального обслуживания и распространение лучших практик в российских регионах.

Проект Global Care League, который стал вдохновителем этого пункта, – это цифровой сервис для незрячих и слабослышащих людей. Установив приложение на гаджет, люди с инвалидностью могут получить дистанционную помощь от волонтеров. Команда проекта, по сути, трансформирует отрасль, которая раньше была не цифровой, а добровольцы, по словам авторов, «усиливают социальный эффект». К тому для них это отличная возможность помогать здесь и сейчас – просто через свой смартфон.

Руководитель проекта Global Care League Алексей Мельник: «Мы создали два приложения – Global Care League (Глобальная лига заботы) и SOL (платформа «Сурдо-онлайн»). Это работает так: человек с инвалидностью скачивает приложение и по электронной почте приглашает своих знакомых стать волонтерами. Приняв приглашение, волонтер может выбрать: либо он работает только с тем, кто его пригласил, либо становится видимым всей системе и может принимать звонки от любого пользователя. Волонтером может стать и родственник человека с инвалидностью – мы подключаем их к системе и призываем помогать другим людям тоже, а не только своему близкому. Ведь есть много территорий, где инвалидам недоступна соцподдержка, и люди просто сидят дома. За счет дистанционной поддержки мы можем открыть мир десяткам тысяч людей».

Когда человеку с нарушениями слуха нужен сурдоперевод, система ищет свободного волонтера, и тот через экран гаджета осуществляет перевод. Если человек незрячий, то волонтер вслух озвучивает, что происходит вокруг: где человек находится, куда ему повернуть. Авторы проекта проводят мониторинг и работу волонтера всегда можно проверить. Задача – сделать так, чтобы через одну кнопку волонтерской поддержки человек мог получить нужную ему сейчас услугу.

Скоро выйдет новая версия приложения, в ней появятся внутренние баллы волонтеров, рейтинг, географическая привязка и языковая разбивка. Это важно, поскольку в проекте участвуют Россия, Казахстан и Узбекистан. На сегодняшний день в приложении около 500 волонтеров и 200 получателей услуг.

Основные заказчики – государственные учреждения. Часто потребитель узнает о сервисе как раз от них – там установлены терминалы, и человек с проблемами слуха, даже не имея смартфона, может получить услуги по сурдопереводу. Также мобильное приложение интегрировано с мобильным приложением Фонда социального страхования (ФСС). Фонд частично оказывает услуги сурдоперевода людям с инвалидностью по слуху, а волонтеры усиливают эффективность проекта.

Алексей Мельник: «К концу 2019 года мы должны выйти в промышленную интеграцию с ФСС. Тогда мы сможем взять в пилотный проект около десяти регионов – благодаря этому более тысячи неслышащих людей будут получать через нашу платформу услуги от ФСС. Когда подключим к проекту большее количество людей, мы обратимся в крупные волонтерские организации. Мы разработчики, мы создаем структуру и ищем партнеров, но работой с волонтерами напрямую не занимаемся. Наша главная задача – разработать продукт, который будет четко функционировать и помогать людям. Волонтерская составляющая для нас – это эволюционное развитие проекта».

Википедисты расскажут о России

Один из пунктов плана касается создания системы наставничества в сфере гражданской активности и добровольчества среди обучающихся в образовательных организациях. Вдохновитель этого пункта – Леонид Шафиров, который руководит проектом «Узнай Россию» из Ростовской области.

Главные герои просветительского проекта «Узнай Россию» – информационные волонтеры. Они создают статьи, фотографии и видеоклипы о достопримечательностях России, знаменитых россиянах и культурном наследии страны. Затем эти материалы публикуются в социальных сетях и онлайн-изданиях. Есть среди участников проекта и авторы Википедии – они создают новые, а также дополняют существующие статьи народной энциклопедии. Расстояние – не преграда для цифровой информации, поэтому проект уже давно вышел за пределы «родного» региона. В числе волонтеров проекта — граждане более 15 стран и жители нескольких десятков российских регионов.

Леонид Шафиров: «Наши волонтеры служат идее свободных знаний, идее популяризации достижений выдающихся россиян, достопримечательностей страны. Подключиться к проекту и писать новости для Википедии может любой – студент, школьник, преподаватель. Знаю, что некоторые ректоры становятся волонтерами Википедии и пишут статьи по значимым для них вопросам, чтобы информация, которую они считают важной, стала доступна большому количеству людей. К сожалению, сейчас круг авторов невелик, и наша задача – сделать так, чтобы для Википедии писало больше людей. Они могут находиться где угодно и писать не только на русском: например, в перекрестный год России и Германии выходили статьи на немецком языке.

В 2013 году автор проекта поняли, что в обществе и государственных структурах нет должного внимания к авторам статей, а есть только критика: мол, «википедисты» пишут что-то не то, а сам ресурс «ненадежный».

Леонид Шафиров: «Мы решили, что критиковать – это неправильно. Надо помогать авторам и делать так, чтобы качество материалов было на высоком уровне, а тематика заинтересовала в том числе и жителей конкретных регионов. Начали с проекта «Галерея славы юга России и востока Украины». Мы привлекли волонтеров, объявили конкурс, сделали рассылку по НКО, учреждениям культуры и образования, рассказали, как писать статьи для Википедии, а сами авторы провели семинары. Тема показалась интересной и украинцам, и россиянам – тогда о достопримечательностях этих регионов было написано много статей».

Чтобы объединить информационных волонтеров из разных стран мира, авторы проекта проводили социальный проект «Узнай Россию. Познакомься с наставниками». Это был конкурс по созданию и доработке уже существующих в Википедии биографических статей на тему наставничества русскоязычных жителей Земли в самом широком смысле этого понятия.

Леонид Шафиров: «Мы рассказывали истории людей, которые повлияли на жизненный выбор, карьеру, поступки и достижения значимых для нашей страны персон. Конкурс, помимо прочего, способствовал культурному обмену и популяризировал в России и за рубежом опыт выдающихся жителей нашей страны».

Одна из проблем в развитии проекта «Узнай Россию» – закрытость информации. Например, государственные органы, учреждения культуры продолжают публиковать многие материалы не под свободной лицензией – их сложно использовать. Информационные волонтеры могут брать информацию только из открытых источников, не защищенных авторским правом.

Леонид Шафиров: «Мы работаем над тем, чтобы школьники и студенты, воспитанники учреждений культуры все меньше работали в стол, а публиковали результаты своих исследовательских проектов о культурном наследии России на сайтах своих организаций. Тогда они все станут информационными волонтерами».

Андрей Васильевич и его война

В плане содержится пункт о развитии механизмов поддержки волонтерских проектов, реализуемых в интересах граждан старшего возраста, в том числе с использованием механизмов выдачи субсидий и грантов. Один из вдохновителей этого пункта – Самсура Гордеева, руководитель проекта «Квест победы от наставника» из Республики Башкортостан.

Проект «Квест победы от наставника» – это, по сути, новый формат уроков истории. Дети в интерактивной форме «проходят» несколько станций, на каждой из которых узнают о Великой Отечественной Войне, ее сражениях и человеческих потерях. Квесты проводят не привычные учителя, а «серебряные» волонтеры – они умело переплетают историю целой страны с личной историей своей семьи. Первые «квесты победы» прошли в 2015 году в Уфе.

Самсура Гордеева: «Изначально мы проводили уроки мужества, на которых рассказывали детям о героических сражениях военных лет. Это длилось два года, мы вышли на республиканский уровень, но со временем стало надоедать – хотелось чего-то нового. И мы решили проводить квесты. Сначала их вела молодежь, но вскоре мы поняли: молодые люди не знают войну и доносят до детей только ту информацию, которая написана у них на бумаге. Дети задают вопросы, а они теряются и не знают, что ответить.

Тогда я позвала своих друзей-пенсионеров. Они были очень востребованы на работе, но со временем вышли на пенсию, и теперь с внуками сидят. Я им сказала: «Давайте попробуем?». Так все закрутилось. Эффект оказался невероятный. Наши «серебряные» волонтеры – люди разных профессий: педагоги, летчики, водители. Но все они выросли во времена, когда Великой Отечественной Войне уделялось много внимания в обществе. Наши собственные деды воевали, война коснулась каждой семьи».

Квест длится один час, его можно проводить и для студентов, и для детских садов: одну и ту же информацию авторы проекта специально адаптируют под возраст участников. На каждой станции (всего их около 20) участники получают информацию о какой-либо битве, а потом их ждет практическая часть. Например, после рассказа о связистах, участники на скорость расшифровывают сообщение на азбуке Морзе. Каждые десять минут звучит сигнал боевой тревоги и участники переходят на следующую станцию.

Самсура Гордеева: «Мы рассказываем, как важна дружба и сплоченность: ведь воевали люди разных национальностей и разного возраста. Бывают, потеряют время, не успеют выполнить задание, мы им говорим: вот так и на войне, растерялись, впали в панику, – и все.

Сейчас в проекте участвуют 30 «серебряных» волонтеров, средний возраст – 60 лет. Есть у нас в команде и 91-летний труженик тыла, Андрей Васильевич Ширяев. Наши волонтеры провели квесты для трех тысяч детей за один год. Бывает по три квеста в день! Такого масштаба раньше не было. Сейчас к нам поступают заказы из школ. Мы видим, что «Квест победы от наставника» дает реальный результат: дети приходят домой, задают родителям вопросы и начинают интересоваться историей своей семьи».

Справка

План мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества до 2025 года утвержден Правительством РФ летом 2019 года – он определяет основные методы поддержки и развития российского волонтерского движения. Ассоциация волонтерских центров постаралась вовлечь в процесс работы над документом весь сектор, организовав общественные дискуссии в 83 регионах. В результате реализации плана, уникальные технологии и практики, предложенные некоммерческим сектором, будут распространены по всей России.

Фото: проект Global Care League – techgarden.kz; проект «Узнай Россию» – предоставлено организаторами; проект «Квест победы от наставника» – vk.com/kvestpobedi / Кирилл Карташов

  • VK
  • TG

Читайте также