Методика «Портаж»: как меняется жизнь детей с тяжелыми нарушениями развития в России

  • Время на чтение:12 мин
    • VK
    • TG

Методику «Портаж», которая используется для работы с детьми с особенностями развития, придумали в 70-х годах в США. Методика, призванная помочь развить навыки детей и способствовать их социализации, стала популярной во многих странах, в том числе в Великобритании, Нидерландах, Индии и Японии, В Россию «Портаж» пришел более десяти лет назад. Почему у нас об этой методике мало кто знает и что она дает детям, выяснял «Добро.Журнал».

«Мы не стали ждать»

В Европе и Америке детей с особенностями развития с рождения сопровождают специалисты ранней помощи, для них организовано сопровождаемое проживание, они живут в семьях.

В России в советское время детей с тяжелыми нарушениями изолировали от общества. Они содержались в закрытых учреждениях и еще 20 лет назад редко появлялись на улицах. Сегодня ситуация меняется. Люди с инвалидностью все чаще принимают участие в жизни общества. Но дети с тяжелыми нарушениями развития пока мало включены в общество, и мы почти ничего не знаем о них.

«Пока мы не можем считать, что качество жизни этих детей достойное, – говорит директор Фонда благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина Мечта» Елена Володина. – Мы знаем, что государство прикладывает огромные усилия и специалисты на местах стараются, но этого пока мало. Мы не стали чего-то ждать и сами подключились к решению проблемы. Так фонарик освещает углы, куда редко падает взор обывателя».

Праздновать успех

«Портаж» представляет собой систему обучения навыкам с пошаговой инструкцией для педагогов и семьи. Один из главных принципов методики – праздновать малейший успех ребенка. Посмотрел ребенок вам в глаза – надо порадоваться и похлопать в ладоши. Улыбнулся – похвалить, рассказывает медицинский психолог московского центра социальной помощи и реабилитации «Формула роста» Юлия Иванова.

1 из 3

После проведения диагностики для каждого ребенка составляют индивидуальную программу занятий.

«Сначала боялись, спрашивали друг друга все время, каждый день собирались и обсуждали. Что, как, почему, зачем, – говорит Юлия Иванова. – Дети тяжелые. Не жуют, не глотают. Самая главная проблема всех специалистов – это страх. Страх встречи с новым».

Тем временем первые же трое детей-участников проекта показали хорошие результаты. Десятилетний Ваня Ц. начал общаться с детьми. Сначала он стал реагировать на игрушки, потом – более внимательно наблюдать за другими детьми, а затем и сам пошел играть с ними.

Даша Б. почти 12 лет на коляске. Постепенно она стала вставать – держась за коляску, за руку, сначала неуверенно – воспитатели стелили маты и ковры, чтобы не больно было падать, а потом пошла.

Соня, несмотря на свои 12 лет, не умела есть: ее кормили из бутылочки. Специалисты провели диагностику и начали давать фруктовый йогурт и другие «вкусняшки». Постепенно Соня стала улыбаться и облизывать ложку. Потом – есть с ложки жидкую пищу, и в какой-то момент стала есть самостоятельно. На это ушло полтора года, но в центре окончательно убедились, что методика работает.

«У нас есть одна глобальная большая цель, которую мы делим на множество маленьких целей, – рассказывает логопед центра Надежда Турусова. – Мы идем от частного к общему, от минимального – к глобальному, от простого – к сложному. Иерархически одно цепляется за другое и складывается в единое целое».

В «Портаж» нет ограничений по времени. Цели можно добиваться один месяц или два-три года – все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, профессионализма педагога и правильно поставленных краткосрочных целей.

«Когда мы где-то ошибаемся, мы ищем, где именно мы ошиблись, – уточняет логопед. – Например, у ребенка был прогресс, а вследствие, допустим, его психосоматического состояния, перехода в пубертат, длительного отсутствия, болезни или еще чего-то мы вдруг откатились назад, – ничего страшного. Мы знаем, на какой этап вернуться и откуда снова начинать движение вперед. Это не значит, что результат негативный».

1 из 2

«Важно фиксировать даже самые маленькие позитивные сдвиги у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, – подчеркивает руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей Татьяна Коптева. – Персонал учреждения видит сдвиги в развитии этих детей и тоже подключается к работе. Они начинают понимать, насколько это важно. Идет большая коллективная работа».

Пандемия. Катастрофа или точка роста?

Весной 2020 года большинство команд «Портаж» смогли провести с детьми все запланированные занятия. Команда Фонда «Димина Мечта» быстро среагировала на ситуацию. После консультаций с экспертами, с более опытными коллегами, с тренерами «Портаж» был найден способ оптимизировать работу внутри команд.

Часть специалистов ушла на удаленку. Специалист, который выходил на вахту, проводил занятия и со своими детьми и с детьми коллег, которые были на удаленке. Методика «Портаж» хорошо вписалась в новые условия. Структурированные карточки деятельности, которые применяются к определенным навыкам, универсальны. Каждому навыку соответствует определенная карточка. Все специалисты понимают язык карточек, язык заданий и могут свободно делиться своими заданиями.

1 из 3

Для специалистов команд «Портаж» и сотрудников офиса фонда были приобретены ноутбуки — помогли Фонд Потанина и компания «Ф.О.Н.». Чтобы организовать взаимодействие более качественно, фонд отправил ноутбуки 15 командам в пять регионов. Теперь специалисты и на изоляции смогут эффективно обрабатывать таблицы и карточки после ежедневных занятий с детьми и более оперативно связываться с коллегами из других регионов для консультаций. Кроме того, они получат возможность принять участие в онлайн-конференции сообщества специалистов «Портаж».

«В чем-то пандемия нам даже помогла, мы сделали огромный шаг вперед, – говорит Елена Володина. – Мы меньше торопились бы с обеспечением ноутбуками и компьютерами, но пандемия заставила нас оптимизироваться и обеспечить оргтехникой все команды».

По ее словам, к занятиям более активно подключились и родители: «Они вынуждены сидеть с детьми дома, у них есть больше времени на проведение занятий, они лучше вникают в то, как и что нужно делать, дети получают гораздо больше внимания – и это огромный плюс».

Только вперед

Пандемия не смогла остановить «Димину Мечту». Фонд планирует тиражировать зарекомендовавшую себя методику. Для этого необходимо провести серию семинаров и практических занятий. В ходе занятий специалисты делятся на команды: одни становятся «детьми», а другие – «взрослыми». «Взрослые» апробируют на «детях» работу с карточками, с таблицами деятельности, диагностику.

«Специалисты работают «рука в руку»: консультанты должны комментировать, поправлять, показывать, – говорит Елена Володина. – Онлайн это невозможно. Невозможно обнять воображаемого ребенка. Невозможно взять его руку в свою».

1 из 3

В фонде много думают о том, как построить работу в сложившихся условиях. По словам Володиной, теперь для проведения таких обучающих семинаров понадобится больше реквизита.

Летом 2020 года была учреждена Межрегиональная общественная организация «Объединение специалистов «Портаж». Принято решение зарегистрировать ассоциацию. Сейчас юристы готовят устав и документы для регистрации в Минюсте. В члены ассоциации будут приниматься специалисты «Портаж». Ассоциация при поддержке фонда будет валидировать их деятельность и организовывать курсы повышения квалификации, а также направлять усилия на поддержание высокого качества работы по методике «Портаж» и обеспечение специалистов.

Фонд тесно сотрудничает с департаментами социальной защиты нескольких регионов. В Рязанской области, где хорошо осведомлены о том, как работает «Портаж», даже выделены дополнительные ставки на работу специалистов. «Государство заинтересовано в наилучшем оказании социальных услуг, – отмечает Елена Володина. – Каждый год, когда мы проводим круглые столы по результатам пилотного проекта в каком-то регионе, обязательно присутствует кто-то из департамента соцзащиты. Интересуются, благодарят: все настроены на сотрудничество. Мы в процессе развития, и пока не видим препятствий».

1 из 3

Будущее уже наступило

Рано или поздно, считают в фонде, все детские учреждения в России будут перепрофилированы и ориентированы на помощь родителям и на предотвращение социального сиротства.

«Я думаю, что это будущее где-то уже наступило, – говорит Елена Володина. – В Москве детские дома были реорганизованы в центры содействия семейному воспитанию уже шесть лет назад. В регионах эффект будет позже. Конечно, и в Москве система не вполне совершенна, и не все дети живут дома, кто-то и в учреждении, но все-таки есть очень большие подвижки».

  • VK
  • TG

Читайте также