По ковру памяти: как художники-волонтеры сохраняют воспоминания старшего поколения

  • Время на чтение:11 мин
    • VK
    • TG

В Москве прошла выставка «Арт-память», на которой показали работы 18 художников по мотивам воспоминаний подопечных дома престарелых. Победитель грантового конкурса «Добро.Журнала» Ольга Воробьева побывала на выставке и рассказала, каким может быть волонтерство в сфере культуры и как воспоминания превращаются в произведения искусства.

Волшебная гора

Летом 2019 года в пансионат для ветеранов труда №29 пришли волонтеры. Они спрашивали пожилых людей про 60-е годы, на которые пришлась их молодость, про любовь, быт. Так начинался проект «Арт-память», который придумал фонд «Четверг». Истории помогли собирать волонтеры фонда «София».

«Пожилым в домах престарелых некому передать свою память. Я вижу, как моя свекровь что-то рассказывает внуку, моему ребенку, происходит передача [воспоминаний]. А есть люди, которые лишены этой возможности», — говорит Дарья Дмитриева, директор фонда «Четверг».

Дом престарелых оказался совсем не таким, как ожидала Дарья. «Я увидела там жизнь. Она, конечно, очень замкнутая. Это такая волшебная гора, все в своем темпе, в своем режиме. Но это жизнь», — она.

Арт-резиденция и выставка в Google

После интервью фонд собирал заявки от художников со всей страны, которые могут на основе историй создать произведения. Направление и возраст значения не имели. «Есть выходцы институций типа Родченко, а есть классические живописцы. Мы не будем эту границу замечать», — решили в фонде.

Те, кто прошел отбор, встретились осенью 2019 года на арт-резиденции. Они послушали интервью, обсудили их и начали работать над произведениями. После того, как были готовы первые эскизы, в пансионате сделали выставку и спросили мнение пожилых героев.

1 из 2

Весной работы были готовы. Но вместо полноценной оффлайн выставки из-за коронавируса пришлось показывать работы онлайн. Они появились на платформе Google Arts and Culture.

«Мы ставили голоса героев, видео, собирали фотографии советской эпохи, потому что западный зритель не понимает, что такое бассейн «Москва», хрущевка. И потом сделали онлайн-открытие выставки с художниками по «зуму». Художники были рады и удивлены, что появилась такая возможность», — рассказывают организаторы.

Осенью фонд смог показать выставку в своем пространстве.

История развода и памятные фото

Первое впечатление от экспозиции — будто окунаешься в чью-то память. Пространство увешано белыми лентами, и по нему нужно пробираться, как по лабиринту.

Первая работа, которая открывается из-за лент, — это «Ковер памяти» художницы Натальи Конюковой. «Ковер» составлен из квадратных модулей, каждый со своим сюжетом. На ковре — кусочки бумаги, напоминающие старые обои.

1 из 2

“Когда я делала ремонт в своей квартире и отдирала обои, то обнаружила пласты записок и газет. Я решила использовать эту многослойность в качестве приема. Я рисовала сюжеты, о которых рассказывали наши герои, а потом отрывала. Вот история развода. Одна дама очень любила петь. На корпоративе она спела с каким-то дедом, и муж гонялся за ней с ружьем. Развелись», — рассказывает Наталья Конюкова.

Художница Надежда Лисина занимается ткачеством и «вплела» воспоминания в свою работу. На полотне из нитей — фотографии из личных альбомов. Их художница нашла в проекте «Чумодан», куда люди отдают ненужные вещи.

1 из 2

«Люди хранят странные вещи, но они — ключик к воспоминанию. Они не несут материальной ценности, но это катализатор. Фотография — просто дверка, за которой огромная история», — отметила Надежда.

Новый год и уроки на печке

Почти под потолком висит портрет женщины. Он вобрал в себя черты разных подопечных пансионата. На картине, созданной Евгением Малышевым, — гирлянды и бусы. Это воспоминание о главном для многих героев выставки празднике — Новом годе.

Напротив — большая картина маслом в тяжелой раме. 19-летняя художница Анастасия Гринь изобразила историю Татьяны Шестаковой. В 1960-е годы Татьяна жила с семьей в Измайлове. В их доме стояла печка, на которой она делала уроки.

Полет в космос и арт-терапия

Работа Василисы Лебедевой, наоборот, собрала сразу много воспоминаний. Десять слоев стекла, между которыми — вырезки из газет о полете в космос, фотографии, страницы сказочных книг. Политические события, герои из детства как бы наслаиваются друг на друга, образуя общую историю.

1 из 2

Юлия Кушнаренко создала видеоработу. Она поехала в пансионат и предложила трем героиням заняться арт-терапией. Они должны были нарисовать внутренний образ себя. В процессе Юлия фиксировала их внешний образ.

«Как рассказывала сама Юля, она сначала думала, что сделает работу про молодость, покажет, что каждый молод в душе. Но у нее получилась, наоборот, ода старости, прекрасному внешнему образу на видео», — добавила куратор выставки Ксения Башмакова.

Портрет Есенина и сибирские жарки

Посреди зала на подъемном кране висит маленькая квартирка. Внутри уже есть ковер, книги, торшер, диван, паркет, телевизор с салфеточкой, а на балконе стоит житель.

В этой квартирке, созданной Вероникой Калачевой, — типовые предметы быта, знакомые многим. Вот портрет Есенина, а вот телевизор с кружевной салфеткой.

1 из 2

Человек на балконе смотрит сверху на «Лабиринт памяти» художницы Марины Бартош. В начале лабиринта воспоминания однотонные, они лишены цвета и яркости. Но чем ближе к центру, тем менее конкретными и более цветными они становятся. Остается только образ.

«В центре лабиринта лампочки — это отсылка к одной из историй наших героинь. Про то, как она собирала сибирские жарки, это такие желтые цветы. Яркое конкретное воспоминание, которое проводит к центру», — объясняет куратор выставки.

Советская комната

На втором этаже интерьер советской комнаты воссоздан в натуральную величину. На стене — картина с изображением бассейна «Москва». Подопечные пансионата часто вспоминали его в интервью — как познакомились там, как ходили с коллегами плавать.

1 из 2

Холст накрыт панфундусом. Так называлась линза, которая ставилась напротив телевизора, наполнялась водой или глицерином, чтобы увеличивать изображение. Панфундусы аутентичные, их художница Ирина Бабкина нашла на «Авито».

На столике — журналы, оформленные как серия книг «Жизнь замечательных людей». Анна Дмитри сделала «книги» с воспоминаниями подопечных пансионата. В них есть пустые листы — герои могли дописать истории, что-то нарисовать. Оригиналы журналов сейчас находятся у подопечных пансионата, на выставке представлены копии.

1 из 2

Медиаторы воспоминаний

«Когда художники приходят на такой проект, они могут глубоко погрузиться и действительно отдаются проекту. Для меня это было открытием. Они слушали воспоминания, думали, они пришли к нам на резиденцию, проработали эту тему глубоко. Не то чтобы я думала, что они будут халтурить, но понимала, что это волонтерский проект, что у людей может не найтись времени, что они будут делать это между делом. Но такого не было», — рассказывает Дарья Дмитриева.

В фонде художников, которые работали над проектом «Арт-память», назвали медиаторами воспоминаний. Они до сих пор работают с проектом, несмотря на то, что все они из разных городов и институций, имеют разный опыт.

Параллельно с проектом фонд открыл Школу волонтерства в сфере культуры. Здесь обучают добровольцев, которые будут помогать культурным институциям. Сейчас они посещают культурные события, слушают лекции.

«Волонтерство помогает людям попробовать войти в этот процесс. Когда наш фонд начинал работать, нам была важна проба. Так и волонтерам она важна. Мы не готовы были делать масштабные дорогостоящие проекты, у нас не было своей территории на тот момент. Нам было важно попробовать эту ткань и мы увидели много классных людей, которые открыты и откликнулись. Сейчас мы себя чувствуем увереннее», — резюмирует Дмитриева.

  • VK
  • TG

Читайте также