Наука правильной заботы: как облегчить жизнь ребенка, который растет в детском доме

  • Время на чтение:14 мин
    • VK
    • TG
Детский благотворительный фонд «Солнечный город» завершает реализацию обучающего проекта «Наука правильной заботы» для сотрудников детских домов.

Проект «Наука правильной заботы» стартовал в ноябре 2016 года в партнёрстве с фондом «Арифметика добра», министерством региональной политики и министерством социального развития Новосибирской области, чтобы закрыть потребность детских домов Новосибирской области в развитии профессиональных компетенций специалистов и сотрудников.

Цель проекта «Наука правильной заботы» – сделать так, чтобы в центре системы интернатных учреждений стоял ребёнок, его личность и интересы, а не отчёты и планы, за которыми воспитатели перестают видеть самое главное – детей. Фонд «Солнечный Город» разработал курсы «Базовые компетенции специалистов работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», «Индивидуальный план развития и жизнеустройства» и «PRO Травму», на которых тренеры и супервизоры проекта учили сотрудников детских домов психологии сиротства и методикам эффективной работы с травмирующим прошлым воспитанников, организации командной работы с ребенком. Также был разработан курс «PRO Себя», который был направлен на обучение работе с внутренним ресурсным состоянием специалистов и профилактику внутреннего выгорания и «Директорский курс», для управляющего состава учреждений.

За первые три года работы проекта обучение прошли специалисты всех детских домов Новосибирской области.
«Наука правильной заботы» была нашим естественным ответом на начало реформирования системы устройства детей-сирот и переходу к семейно-ориентированной модели. Мы учили специалистов работать так, чтобы максимально снизить последствия травматического опыта у ребенка, который попал в детский дом, и меняли подходы к воспитанию.
Во время реализации проекта мы пришли к пониманию того, что «Наука правильной заботы» – это всего лишь первый этап большой системной работы. Мы научились работать с последствиями, теперь наша задача – отработать механизмы по профилактике семейного неблагополучия, и делать так, чтобы дети оставались со своими кровными родителями. Именно в этом направлении будут работать наши специалисты.

Мы смогли транслировать успешный опыт «Науки правильной заботы» в другие регионы и специалисты из многих сиротских учреждений используют наши методики в своей работе. Это значит, что у большего количества воспитанников в детских домах будет рядом значимый взрослый, который будет понимать его» – рассказала Марина Аксенова, директор детского благотворительного фонда «Солнечный Город».

С 2019 года благодаря финансированию Фонда президентских грантов к проекту присоединились три региона РФ: Нижегородская, Калининградская и Томская области.

«Уникальность «Науки правильной заботы» в том, что это проект имеет непосредственное отношение не только к детям, но и к специалистам учреждений, в которых они находятся. Это современное и эффективное направление, которое меняет жизнь детей, оставшихся без попечения родителей.

За год обучения более 60 человек, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей в Калининградской области, получили доступ к уникальным знаниям, основанным на изучении российского законодательства, педагогики и психологии, в том числе психологии сиротства. Мы разбирали различные способы решения тех или иных трудностей, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе. И нас радует, что через понимание особенностей поведения детей, мы стали к ним ближе. При проведении анкетирования 91% сотрудников стали воспринимать себя значимыми взрослыми в жизни детей, а это значит, что детям стало легче понимать и доверять нам. И это великолепный результат» – говорит София Лагутинская, директор благотворительного центра «Верю в чудо» (Калининград).

«В проекте приняли участие два учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, из Нижегородской области, также обучение прошли специалисты органов опеки и социально-реабилитационных центром, школьные учителя и социальные педагоги. В общем, все те, кто в какой-либо степени в своей работе взаимодействует с детьми-сиротами.
Благотворительные программы для детей из детских учреждений сегодня не редкость, но программ для специалистов, работающих с детьми-сиротами, не так много. Хотя, по моему мнению, очень важно и нужно работать в этом направлении. Благодаря «Науке правильной заботы» в нашей области сформировалось сообщество неравнодушных педагогов, которые осознают, что нужно работать над развитием своих компетенций. Они постоянно ищут новые знания и применяют их в своей работе с детьми. Мы очень благодарный фонду «Солнечный Город» за возможность участия в этом проекте.

После завершения проекта наш фонд обратился в региональное Министерство образования с просьбой продолжить обучение по программе «Науки правильной заботы» специалистов их всех учреждений Новгородской области. Очень надеемся, что у нас получится это сделать» – отмечает Марина Ефимова, президент благотворительного фонда «Жизнь без границ» (Нижний Новгород).

Все методические материалы и технологии, которые были разработаны фондом «Солнечный Город» во время реализации проекта, опубликованы и находятся в бесплатном доступе на сайте, каждый специалист, который хочет самостоятельно их освоить, может ими воспользоваться. Кроме того, он может обратиться к тренерам Ресурсного центра фонда за консультацией.

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также