Как наказание превратить в восстановление отношений? И как это удается проекту "Обидка"

  • Время на чтение:11 мин
    • VK
    • TG
Вообще фраза о превращении наказания в восстановления отношений вызывает скорее изумление и при этом замена наказательной системы при разрешении конфликтов к восстановительной системе очень важна. Но подробнее об этом чуть позже.

Региональный просветительский проект "Обидка" (ОБычная История Детской Коллективной агрессии) родился в Самарской области и посвящен он профилактике травли (буллинга). Зачем заниматься этой темой, ведь согласно официальной статистики данной проблемы просто нет в образовательных организациях в России? Важно, что по факту проблема травли актуальна и это подтверждается опросом Высшей школы экономики, наше общение с учащимися и педагогами, количеством обращений в школьные службы примирения, которые могут быть признаны травлей.

Наша команда задумалась о том как можно предотвратить само явление травли, именно так и родился наш проект "Обидка".

Чтобы охватить мероприятиями как можно больше учащихся и создать обстановку более открытого общения мы решили работать по принципу "равный - равному" и разработать технологию, которая доступна для работы самим школьникам.

Работали мы вместе с ребятами-волонтерами. Даже название придумала ученица 124 школы г. Самара - Александра Лукамасова.

Сейчас проект включает в себя:
- диагностику до и после мероприятий. Начиная со среднего звена школы диагностика проходит в виде анкетирования, а в начальной школе проводится в виде игр.
- вводное занятие на котором ребята узнают не только о травле, но и о том какие последствия следуют для всех участников
- подборка фильмов, мультфильмов и книг для разных возрастов на примере которых можно обсудить травлю и пути выхода
- подборка игр по травле, разработанные ребятами
- в случае, если выявляются факты травли, то в работу включаются медиаторы школьных служб примирения

На постоянной основе в проекте участвуют 86 ребят-добровольцев и около 20 школ Самарской области. Взрослые же проводят встречи с педагогами и родителями, администрацией школ и представителями министерства образования и науки Самарской области для привлечения в проект.

Так вот, вернемся к превращению наказания в восстановление отношений и зачем оно необходимо. Многие, узнавая о травле начинают говорить о том, что нужно наказать агрессора, педагогов, родителей, администрацию школы,... Только при этом забывается, что таким образом запускаем механизм обратной травли. Учатся ли от этого дети договариваться, находить общий язык? Приводит ли то на самом деле к полной удовлетворенности участников процесса? Снижает ли это уровень агрессии? Могут ли участники этого процесса после взаимных нападок вместе жить и учиться дальше? Нам кажется что ответ очевиден.

Взамен санкций мы предлагаем помощь в налаживании отношений, помогаем договориться о том как жить дальше. Вместо применения взаимных угроз мы предлагаем научиться жить в мире. Все это потому, что мы не считаем себя ни прокурорами, ни адвокатами, ни судьями, мы не ищем виновных. На опыте мы знаем, что если люди оказались в ситуации травли, то задействованы абсолютно все и для всех это тяжелая ситуация, потому, что система дала сбой. Важно помочь этой системе восстановиться, помочь наладить взаимоотношения, договориться как жить дальше. Желательно найти не компромисс, а максимально хорошее решение для всех участников.

Задача же профилактики - показать всем последствия травли, разъяснить это так, чтобы без лишних "страшилок" не хотелось затевать травлю и в случае конфликта хотелось договориться.

Сейчас мы в пути. Нас ждут новые способы информирования через социальные сети и СМИ. Нас ждет расширение не только в школы, но и в техникумы. Мы готовим дистанционные курсы, чтобы проект наш мог смело шагнуть в каждую образовательную организацию России.

Мы верим, что наш проект поможет увеличить количество добра и любви во взаимоотношениях между людьми!

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также