Деловые игры как первые шаги к финансовой грамотности молодых людей с инвалидностью. Опыт Центра «Лесной»

  • Время на чтение:11 мин
    • VK
    • TG
Финансовая грамотность – одно из условий успешной социальной адаптации инвалидов с ментальными особенностями. В Центре содействия семейному воспитанию «Лесной» уже несколько лет реализуется программа формирования социально-бытовых навыков у воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в ходе которой молодые люди получают знания в том числе и о том, как зарабатываются и тратятся деньги.

Первые шаги

Проект начинался с походов в магазины, в ходе которых воспитатели объясняли воспитанникам, как устроены товарно-денежные отношения. Постепенно была разработана программа «Мои возможности», призванная помочь воспитанникам с ментальными особенностями получить навыки финансовой грамотности. Большую роль здесь играют визуальные помощники – специальные карточки и таблички, помогающие ориентироваться в товарах и их стоимости.

«Сейчас с помощью визуальных картинок-помощников ребята не только учатся готовить, но и сами покупают необходимые продукты в магазине. Учатся планировать покупки, выбирать товар, расплачиваться картой или наличными», – рассказывает воспитатель ЦССВ «Лесной» Ольга Паричева. Кроме того, воспитанники выполняют различные задания, за которые получают оплату.

«Летом, например, ребята сами выбирали, что им сделать – прополоть или полить грядки, собрать урожай в теплице, протереть пыль с лавочек на игровой площадке, подстричь кусты, подмести садовые дорожки. За работу в конце дня получали зарплату в виде купонов с баллами. Сколько было радости, когда молодые люди показывали друг другу и сотрудникам свои накопления!» − вспоминает инструктор по труду Татьяна Шеремет.

А в конце недели проводилась деловая игра «Лесной киоск», где в роли продавцов и покупателей выступали сами воспитанники. На импровизированных прилавках были выставлены сладости, соки, наборы для рукоделия и конструирования, настольные игры, купить которые можно было на заработанные деньги-купоны.
«Я купил конструктор, о котором мечтал. В свободное время буду его собирать», − рассказал воспитанник Вова.

А Илья, большой любитель сладкого, жестами и мимикой показал, как рад пирожному, которое приобрел самостоятельно.

Подход к каждому

Переход от купонов к реальным деньгам происходил у каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. Одни работали с рекламными буклетами магазинов и карточками с изображением товаров, которые хотели приобрести. Другие использовали гаджеты, позволяющие познакомиться с миром интернет-торговли. Игра «Поход в интернет-магазин» актуальна для читающих и владеющих элементами счета ребят. Визуальные онлайн-помощники помогали выбрать необходимый товар по картинкам, а «корзина» суммировала стоимость.

Реальная ситуация

Визуальные помощники с изображением товаров оказались очень полезными, когда воспитанники отправлялись за продуктами для конкретного блюда. Карточки помогали им находить нужный товар на полках магазина, а в случае затруднения с карточкой-помощником можно было подойти к сотруднику и объяснить, что нужно.
Отдельный этап подготовки к походу в магазин связан с оценкой стоимости товара и подсчетом имеющихся средств. В этом случае ребята используют тренировочную таблицу, где изображены продукты и соответствующие им купюры. Ориентируясь на цвет банкноты и ее номинал (количество цифр), воспитанники учились соотносить стоимость товара и количество имеющиеся у них средств, а на кассе отдавать нужную купюру.

«Я очень рад, что теперь могу сам выбрать и оплатить в магазине то, что хочу купить», − говорит воспитанник Денис.

«Деловые игры и работа с визуальными помощниками помогают нашим воспитанникам ориентироваться в реальных жизненных ситуациях и формируют у них элементарные финансовые навыки. Ребята становятся увереннее в себе, приобретают навыки общения и поведения в различных ситуациях», − подводит итог Ольга Паричева.

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также