Вместе легче: как наставничество помогает детям-сиротам

  • Время на чтение:26 мин
    • VK
    • TG
Старший друг

Наставничеством в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы можем считать не только формой персонального сопровождения детей, но и формой социального воспитания. Наставник для таких детей является старшим другом, который помогает решить важные жизненные вопросы, может дать совет и помочь добиться поставленной цели. Наставничество-это форма социального служения, направленная на людей, которые хотели бы стать друзьями для детей, находящихся в интернатных учреждениях.

Развитие отношений

Для обучения наставников-волонтеров специалистами ЧУДОРСП "Центр социально-психологической помощи" разработана программа ,позволяющая изучить смыслы, роль наставничества, его правовые основы, социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо образовательной части, есть и практическая, включающая в себя встречи с подопечными. Подобные встречи организуются с помощью различных игровых программ. Ведь играя, ребенок раскрывается и готов налаживать контакт со взрослым.

На сегодняшний день ЧУДОРСП "Центр социально-психологической помощи" реализует проект "Моя жизнь - мой выбор" ,направленный на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни. В рамках реализации данного проекта было сформировано 12 пар: наставник-подопечный. Каждая пара разработала программу индивидуального персонально-ориентированного сопровождения. На тренингах по основам целеполагания, успешных коммуникаций дети и наставники проекта, под руководством методолога и психолога Милы Кудряковой (г.Москва) анализировали свою актуальную ситуацию развития в 8 сферах жизнедеятельности с помощью инструмента "Колесо баланса": школа, быт, творчество, спорт, успеваемость, взаимоотношения со старшими и друзьями. Для участников проекта молодежным движением "ДобРо" были проведены мероприятия по четырем направлениям: "Инкультурация городской среды", "Экономика и быт", "Творчество", "Спорт". Например, был проведен экономический квест "Полезный рюкзачок". В ходе выполнения заданий квеста, ребята и их наставники составляли список покупок, необходимых в быту. После составления списка, участники квеста отправились в магазин за покупками, где смогли собрать "полезный рюкзачок" и вручить его выпускникам школы-интерната.

Дети как эксперты опыта

Любая социальная практика должна быть доказательной. В 2019 году ЧУДОРСП «Центр социально-психологической помощи» стал победителем конкурса «Голос ребёнка: дети как эксперты опыта». В рамках проекта «Наставничество глазами детей» сами ребята дали оценку наставничеству, рассказали, каким должен быть наставник, как он может помочь в их жизни и что готовы сделать сами дети для укрепления отношений.

Говорят дети

Наставник – это взрослый, старший друг для ребенка, помогающий ему взрослеть и получить новый социальный опыт. Путь наставника непростой и ответственный, но приносящий радость общения и новые знакомства. Каким должен быть наставник ребенка, чтобы быть ему интересным и полезным? Какого наставника ждут дети? На эти вопросы постарались ответить сами ребята.

Девочкам в большинстве случаев важно, чтобы их наставником стала женщина, а мальчики видят в роли старшего друга мужчину. Желаемый возраст наставников для детей – от 18 до 30 лет. Это объясняется тем, что школьникам не просто найти общий язык со старшим поколением, а вот с молодёжью им общаться проще.

Социальный статус наставника в глазах подопечных подчеркивает его работа. Некоторые дети даже назвали профессию, которая может быть у наставника: юрист, строитель, ветеринарный врач, электрик, повар. Такой выбор связан в первую очередь с профессиональным самоопределением детей.

Дети называют основные черты характера, которые могут их привлечь в старшем товарище. Закономерно, что на первом месте оказалась доброта. При этом дети считают, что сразу смогут определить, добрый ли перед ними человек. На втором по значимости для детей качеств - отзывчивость. Дети понимают её как способность взрослого прийти на помощь, поддержать в сложную минуту, дать совет. Щедрость» и «оптимизм» заняли третью позицию среди значимых для детей черт характера наставника. Для детей также важно, чтобы наставник был терпелив и внимателен, при этом проявлял мудрость и требовательность. Для детей важно, чтобы наставник всегда оставался с ними на связи и мог отвечать им в социальных сетях.

Первая встреча ребенка и наставника, как правило, становится определяющей для их дальнейших взаимоотношений. Ребята часто задаются вопросом: какой способ знакомства выбрать, чтобы не ошибиться с выбором старшего товарища? Большинство мальчиков считает беседу оптимальным способом, с помощью которого можно узнать человека. При личном общении человек раскрывается, может поделиться своими чувствами, эмоциями, переживаниями, которые будут понятны ребенку, уверены юные респонденты.

-«Когда мы с моим наставником первый раз сели поговорить, я понял, что она очень добрая, готова интересоваться моей жизнью».
-«Когда человек участвует в мастер-классе, он может и молча все делать. И мы друг о друге ничего не узнаем так. А когда сядем и начнем говорить, то это уже другое дело».
А вот многие девушки уверены, что лучше узнать нового друга поможет совместное участие в игровой деятельности и различных мастер-классах.
-«Игры, мастер-классы – это интересно и весело. Наставник рядом и сможет помочь, если игра сложная, например. А если проходит мастер-класс, то я могу наставнику в чем-то помочь, или же он мне. Главное – говорить во время процесса, а не отвлекаться на игру полностью. Привлекать к себе внимание».

После знакомства и первых бесед ребенок и наставник переходят к новому этапу – установлению крепких отношений. Для детей бывает непросто найти общий язык со взрослым. А наставнику довольно сложно понять, насколько ребенок готов открыться для дружеских отношений. Для девочек важно делиться информацией о самых разных своих достижениях. Детям необходимо, чтобы наставник позитивно реагировал на их новые успехи.

-«Я хочу, чтобы наставник мог знать, чего я добилась в учебе. Мог похвалить меня за эти успехи».
Девочки также готовы узнать интересы наставника. Это необходимо для того, чтобы наладить прочный контакт, иметь точки соприкосновения со старшим товарищем. Мальчики готовы выполнять просьбы наставника хорошо учиться, готовы узнавать его интересы .

Как и в любых отношениях, фундаментом прочной дружбы между наставником и ребенком становятся общие интересы. Для мальчиков наиболее значимы такие интересы наставника, как спорт и путешествия.
-«Я хочу с наставником заниматься футболом или плаваньем. Всегда будет, что нам обсудить».
-«Неважно, какую музыку любит наставник. Вот я могу все, что угодно, слушать. Определенного музыкального жанра для себя я не выделяю».
Девочки тоже хотят, чтобы наставника интересовали путешествия.
- «Хотелось бы путешествовать с наставником. Хотя бы просто в другой город съездить, посмотреть, получить новые эмоции».

Самое важное изменение в жизни

Удивительно наблюдать, как дети ждут своего наставника, с какой теплотой встречают его каждый раз.

Поговорив с детьми, убеждаешься, что наставник для них является значимым взрослым, с которого дети готовы брать пример.

-" Благодаря моему наставнику у меня изменилась учеба. У нас была цель подтянуть геометрию,и я ее подтянула. Теперь я могу побывать в тех места, в которых еще не была! Благодаря наставнику я могу выбрать хорошую профессию".
-" У меня хороший наставник, всегда интересный и веселый. Всегда помогает мне в трудной ситуации. Я учу ее играть в шахматы. Благодаря наставнику многое ,что изменилось. Сейчас есть кому позвонить, я очень дорожу отношениям с ней."
-"Наставник для меня человек, на кого я могла бы опереться и положиться в трудной ситуации, кому могла бы рассказать о своих проблемах и о том, что меня беспокоит."
-«Когда я общаюсь со своим наставником, то мне очень тепло и хорошо на душе. Мы ходим в кино, ходим по магазинам. Я узнаю, что-то новое. Когда-то у меня были проблемы с химией и биологией. Об этом я сказала своей наставнице. Она мне посоветовала позаниматься дополнительно. Я так и поступила. Сейчас у меня лучше с этими предметами. Я узнала от своей наставницы, как правильно расходовать деньги, как выбрать правильную еду. Узнала, как поступать в сложных ситуациях. Я думаю, что в жизни мой наставник помог очень много. Я бы очень хотела продолжить общаться с ним в будущем».-«Я люблю заниматься спортом: футболом, теннисом. Мы с наставником ходим в кинотеатр, ходим в приют для собак. После появления наставника мне стало интересней проводить время. Мне с наставником нравится дарить добро бездомным собакам».

Если вы внимательно прочтете суждения ребят, то вы увидите, что они отражают изменения практически во всех сферах их жизни: учеба, получение новых знаний, нового опыта и новых умений. Некоторым, наставники помогли профессионально самоопределиться. Многие ребята замечают личные изменения и особо подчеркивают ценность и значимость наставника в своей жизни: «я очень сильно доволен своим наставником»; «когда я общаюсь со своим наставником, то мне очень тепло и хорошо на душе», «я думаю, что в жизни мой наставник помог очень много». Важно понимать, что, когда есть единство детей и взрослых, когда мнение детей учитывается и принимается во внимание – тогда получается многое, тогда все получается лучше!

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также