История многодетной мамы ставшей больничной клоунессой

  • Время на чтение:22 мин
    • VK
    • TG
Ежегодно волонтёры Благотворительного детского центра «Верю в чудо» ((БЦ «Верю в Чудо) поддерживают свыше 12 тысяч детей Калининградской области с тяжёлыми заболеваниями. Но быть волонтером и тратить свое личное время на общественно-полезные дела да еще на безвозмездной основе согласится далеко не каждый. И, пока одни их считают чудаками, готовыми бесплатно работать во имя идеи, они сами сделали эту идею образом жизни и нисколько об этом не жалеют. В их числе Татьяна Антипина – волонтер со стажем, освоившая новое для Калининграда направление волонтерской деятельности - клоунотерапию. Как многодетная мама стала клоунессой, что такое больничная клоунада, чем больничный клоун отличается от циркового, и почему дети хотят остаться «с носом» – выяснял корреспондент «Социального Калининграда».

«СК»: Татьяна, как появился Ваш сценический псевдоним Форточка?

Татьяна Антипина: Его придумали дети, когда я первые пришла к ним в калининградскую Детскую областную больницу (ДОБ) два года назад. Они сказали, что я для них – как глоток свежего воздуха, когда открываешь форточку. Так я и стала Форточкой.
Я постоянно сотрудничаю с БЦ «Верю в чудо» как автоволонтер, фотоволонтер, а затем, пройдя, курсы театрального мастерства, решила заняться клоунотерапией и стать больничным клоуном.

Татьяна 8 лет является волонтером БЦ «Верю в Чудо», из которых 2 года занимается клоунотерапией.

«СК»: Кто такой больничный клоун, что он делает?

Т.А.: Несмотря на внешнее сходство, по своей сути это не цирковой клоун, который заставляет смеяться, показывая разные номера. Больничный клоун – в первую очередь друг, которому ребенок доверяет настолько, что может рассказать о сокровенных и далеко не смешных вещах, о своих проблемах, достижениях, победах и т.д, похвалиться тем, что для окружающих стало обыденностью. К примеру, постановка катетера для ребенка – это целый подвиг, но родители видят это постоянно, а врач в силу профессии тоже не так реагирует.
Или бывает так: ребенка собираются выписывать домой после годового пребывания в больнице, но в последний момент у него обнаруживаются плохие анализы, и его оставляют в больнице. Ребенок плачет, а я стараюсь вывести его из этого состояния, чтобы он хотя бы на время об этом забыл.

Больничная клоунада - это деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии.

«СК»: Во что вы играете, что показываете детям?

Т.А.: Наши игры не анимационные, часто мы просто разговариваем. Хотя у нас есть и тематические программы. Так, на 8 марта мы устроили дискотеку для девочек, а на Масленицу играли в снежки. Также мы проводим и отмечаем дни рождения, Новый год и другие праздники. Бывает, что я придумываю игры, а дети их продолжают дальше.
У детей, которые лежат год-два в больнице, нет личного пространства, и мы стараемся его создать. Мы всегда спрашиваем у них разрешение войти в палату, хочет ли ребенок сегодня играть и т.д. Мы считаем, что если ребенок отвечает «нет», это тоже хорошо, потому что таким образом он показывает свое «я».

«СК»: Вы общаетесь с детьми только в образе Форточки?

Т.А.: Как-то раз было дело, я пришла к ним без грима. Узнав меня по голосу, они стали задавать вопросы – Форточка, ты почему сегодня без носа и т.д. Видимо они воспринимают меня только в образе Форточки, и никак иначе. Видимо, хотят, чтобы я оставила их с носом!

«СК»: Вы единственная кто занимается клоунотерапией в Калининграде?

Т.А.: Мы работаем командой, сейчас нас пятеро. Кроме меня есть клоун Печенька – мой сын, у нас есть Феечка (раньше она была больничным волонтером, но сейчас перепрофилировалась в больничного клоуна), есть клоун Аня и еще жирафик Рафик. А в Калининграде мы единственные, кто практикует клоунотерапию. При этом в мире это направление существует уже лет 30, в России – около 10 лет.
Я вижу, что дети нас ждут, вижу положительный результат от клоунотерапии, и поэтому хочу дальше развивать и «поставить на ноги» это направление. Для этого я в настоящее время стажирую всех желающих стать больничными клоунами, чтобы кроме онкогематологии клоунотерапия проходила в кардио- и нерволологиических отделениях ДОБ. Само собой, не все готовы работать клоунами, потому достаточно сложно психологически видеть детей в разных состояниях.

Более 30 организаций в мире занимаются больничной клоунадой, как на волонтерской, так и на профессиональной основе. В их числе Soccorso Clown в Италии, Rire médecin во Франции, Funny Nose в Белоруссии, «Доктор Клоун» в России, БЦ «Верю в Чудо» в Калининграде и др.

«СК»: А как у Вас проходит психологическая подготовка и разгрузка?

Т.А.: У нас есть психологические гостиные, в которых мы высказываемся, где нас подготавливают к работе, а также к тому, как пережить утрату ребенка. Порой бывает, что после этого даже в палату войти тяжело, а ведь надо еще и работать…

«СК»: Вы многодетная мама, откуда берутся силы и время?

Т.А.: Вообще я волонтер по жизни, и стала им благодаря моей семье, которая меня в этом поддерживает. Как ни банально это звучит, но они видят, что мне это надо. Ведь актерское никуда не девается, даже если ты не актер, - так сказал наш психолог. У меня есть потребность отдавать свою любовь, свой юмор, и если я вижу, что это помогает людям, мне становится еще лучше. Если уж мой сын пошел по моим стопам и стал волонтером, значит, что я все делаю правильно.

В семье у Татьяны Антипиной мальчик и две девочки. Кроме работы больничным клоуном, Татьяна является координатором по больничным волонтерам БЦ «Верю в Чудо» и заместителем руководителя Ассоциации многодетных семей Калининградской области.

«СК»: Как проходит обычный день больничного клоуна?

Т.А.: Обычно больничный клоун встает в 6 утра, кормит и развозит детей по местам их учебы. Днем я работаю в Ассоциации многодетных семей, а затем еду в Благотворительный центр «Верю в чудо», где гримируюсь и становлюсь клоунессой Форточкой. Дома работаю по хозяйству, занимаюсь детьми, пишу дневник клоуна - спать ложусь около часа ночи и в 6 утра снова встаю. Конечно, так происходит не всегда. Больничный клоун может приходить к детям после 17 часов, когда у них заканчивается тихий час, не чаще одного-двух раз в неделю, чтобы они не привыкли. Также я работаю координатором по больничным волонтерам в Благотворительном центре «Верю в чудо». Мы ездим по школам рассказываем о волонтерстве, о том что это здорово. Ведь человек занимается волонтерством не потому, что это надо, а потому, что потребность бескорыстно отдать частичку себя есть в нас самих. А это, как мне кажется, единственное, что в нашей жизни осталось настоящего.

Из дневника клоуна Татьяны Антипиной:
«У Гоши - День рождения!!! 4 года! И как же здорово, что у тебя есть друзья, которые об этом помнят. Наши подписчики принесли в подарок имениннику 2 набора динозавров, а давний друг ВерювЧудо - кафе "БоБо передал Гошке чудесный торт "Диназаврик". Вручили мальчишке эти подарки клоуны Форточка и Жирафик Рафик».

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также