Точки роста: социологи представили масштабное исследование потенциала волонтерства

  • Время на чтение:35 мин
    • VK
    • TG
Фонд “Общественное мнение” (ФОМ) по инициативе ФГБУ "Роспатриотцентр" и Ассоциации волонтерских центров (АВЦ) исследовал потенциал развития волонтерства в России. Исследователи определили перспективные направления волонтерской деятельности с учетом запроса от общества. Исследование, в частности, показало степень информированности российских граждан о деятельности волонтеров, добровольческих объединений, некоммерческих организаций, и то, насколько россияне уже вовлечены в волонтерство.

Идентификация волонтера

Исследование ФОМ показало, что 72% респондентов слышали о добровольческой деятельности в своем регионе и почти четверть россиян (23% опрошенных) считают себя волонтерами или бывшими волонтерами. При этом 87% респондентов принимали участие в деятельности, которую можно назвать волонтерской. Исследователи отмечают, что чаще всего “волонтерами” называют себя те, кто участвовал в добровольческой деятельности в той среде, где активно применяется этот термин. “Помогающее поведение” россиян (нерегулярные и неформализованные действия на благо других, не предусматривающие вознаграждения), по мнению ФОМ, довольно редко определяется ими самими, как “волонтерство” и “добровольчество”. Из тех, кто не считает себя волонтером, стать добровольцами думали 29% опрошенных.

Идентификация себя в качестве “волонтера” в подобных социологических исследованиях означает, что опрошенный занимается волонтерской деятельностью осознанно: респондент понимает, кто он, ради чего он это делает и какой эффект приносит его деятельность. Целенаправленная волонтерская деятельность формирует более устойчивое добровольческое сообщество, отмечает председатель совета АВЦ Артем Метелев:

“Многие люди занимаются добровольческой деятельностью неосознанно и это совсем не плохо. Они реализуют свои проекты или участвуют в мероприятиях по доброте душевной и не считают себя волонтерами, но де факто они делают то же самое, что и те люди, которые считают себя волонтерами. Это нормально. Но когда человек занимается волонтерской деятельностью осознанно, это становится его привычкой, нормой жизни и формирует определенную модель поведения. Это означает, что скорее всего, он будет заниматься этим чаще и вовлекать своих близких”.

Институализация волонтерской деятельности

Большинство опрошенных занимаются волонтерством самостоятельно (54% респондентов) или объединяясь с друзьями и соседями (36%). Добровольчеством в составе НКО или некоммерческих фондов занимаются только 9% опрошенных, а в волонтерских проектах на работе, учебе или проектах, организованных государственными организациями - лишь 21% опрошенных.

Нужна ли институализация волонтерскому сообществу? Волонтерство развивается снизу - и это правильно. Большинство волонтеров занимаются добровольческой деятельностью по собственной инициативе, а не потому, что им сказали об этом на работе или в учебном заведении. Децентрализация волонтерского сообщества укрепляет горизонтальные связи между людьми, повышает эффективность и устойчивость инициатив и идей, которые транслируют волонтеры.

С одной стороны, чем больше институализирована волонтерская деятельность, тем больше риск появления барьеров для того, чтобы человек занимался добровольчеством самостоятельно. С другой стороны, институты необходимы для того, чтобы помогать волонтерским центрам, направлять их деятельность и обеспечивать эффективную медиацию между государством и обществом, говорит Артем Метелев:

“Институты нужны для того, чтобы выявлять проблемы и решать их. Необходимо направлять деятельность волонтерских центров туда, где есть особая потребность в помощи волонтеров. Например, то, что Ассоциация волонтерских центров представляет широкое сообщество значительно упрощает взаимодействие с органами власти и другими партнерами, ускоряет процесс принятия важных решений на государственном уровне”.

Например, раньше для доступа в учреждения социальной защиты и здравоохранения волонтеры должны были предоставлять избыточный набор справок и эта ситуация не менялась на протяжении многих лет. Объединение сообщества в лице нескольких институтов, таких как АВЦ и Общественная палата РФ, помогло донести проблему до властей и изменить ситуацию. Это привело к снятию лишних барьеров и упрощению работы волонтеров.

На региональном уровне институты необходимы для проведения образовательных программ и обеспечения методического сопровождения волонтеров. Во-первых, необученный волонтер может нанести вред себе и тем, кому он хочет помочь. Во-вторых, когда добровольцы приходят помогать в социальную сферу неподготовленными, это повышает шансы того, что они разочаруются и уйдут. Неслучайно достаточно большой процент опрошенных ФОМ (9%) называет себя “бывшими волонтерами” - скорее всего, этих потерь можно было бы избежать с помощью эффективного обучения и сопровождения добровольцев.

Существуют несколько моделей вхождения в добровольчество, говорит директор по исследованиям ФОМ, кандидат философских наук Елена Петренко: “Часто первым этапом вхождения в движение является спонтанное “неорганизованное” добровольчество, которое потом приводит к участию в деятельности общественных организаций. Это путь многих из сегодняшних руководителей добровольческих организаций”.

Как и почему помогают россияне

В какой добровольной и безвозмездной деятельности чаще всего принимали участие россияне за последнее время? Итак, 65% опрошенных занимались экологической деятельностью (например, уборкой территорий), 46% - благоустройством дворов, улиц и парков, 41% респондентов помогал животным, 37% занимались социальной помощью людям, 31% бесплатно оказывали профессиональные услуги в рамках своей профессии. Популяризацией здорового образа жизни занимались 29% опрошенных волонтеров, патриотическим воспитанием и сохранением исторической памяти - 26%. Добровольчеством в культурной сфере занимались 19% респондентов. Участники опроса также участвовали в безвозмездной образовательной деятельности (17%), организации мероприятий различного уровня (15%), волонтерством во время чрезвычайных ситуаций (14%) и поиском пропавших людей (10%).

Главный мотив россиян заниматься волонтерством - альтруистический: 72% опрошенных ответили, то они участвуют в добровольческой деятельности ради того, чтобы помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя.

В разных возрастных группах наблюдаются значимые различия в стимулах к началу добровольческой деятельности, отмечает Елена Петренко: у молодежи на первый план выходит мотивация, связанная с желанием приобрести нужные для работы опыт и навыки, пообщаться и просто приятно провести время, а у старшего поколения - альтруизм, желание помогать. Важная группа мотивов включения в добровольчество - возможность улучшить жизнь в своем городе, или возможность помогать людям.

Один из самых популярных ответов на вопрос о том, что мешает заниматься волонтерством - недостаток информации. 27% опрошенных заявили, что не знают, как они могут принять участие в добровольческой деятельности. Большинству (62%) мешает недостаток времени.

Результаты опроса показывают, что чем больше населенный пункт, тем больший процент людей осведомлены о волонтерстве. На степень информированности граждан о деятельности различных общественных организаций влияет образование и возраст опрошенных: лучше всего об этом осведомлены люди среднего (46-60 лет) и старшего возраста (респонденты старше 60 лет). При этом россияне старшего возраста знают о таких организациях, как общества ветеранов и людей с инвалидностью, но мало знакомы с деятельностью инфраструктурных организаций, таких, как волонтерские и ресурсные центры (о них слышали только 38% опрошенных). Молодые люди наиболее осведомлены о работе благотворительных фондов и организаций, помогающих животным.

Процент доверия

Только 41% опрошенных считают, что некоммерческие организации работают добросовестно. При этом 27% уверены в обратном. В этой части опроса был выявлен довольно большой процент людей, которые еще не определились со своим мнение на этот счет - 33% респондентов затруднились дать однозначный ответ о добросовестности или ненадежности некоммерческого сектора.

33% “неопределившихся” - это аудитория, которая может конвертироваться в союзников и партнеров некоммерческих организаций, в тех, кто помогает в реализации их проектов, жертвует им деньги, одобряет их деятельность и таким образом формирует правильную атмосферу в обществе, говорит Артем Метелев:

“Для того, чтобы это произошло, необходимо больше рассказывать о работе фондов и НКО. Рассказывать в СМИ, на улицах, в школах. Люди должны принять некоммерческий сектор как часть экономики страны и как неотъемлемую часть своей жизни. Есть СМИ, есть образовательные организации, есть бизнес и органы власти. И есть также некоммерческий сектор. К сожалению, по последним данным ВЦИОМ, на сегодняшний день более половины российских студентов не знают, что такое НКО. Это проблема, поскольку НКО все больше входят в нашу жизнь, им делегируется все больше различных задач и социальных услуг. Важно добиться того, чтобы люди им доверяли. В противном случае эффективность их работы не будет расти из-за ограниченности их аудитории”.

Где нужна помощь

Исследователи также выяснили, какие сферы, по мнению россиян, необходимо усилить новыми общественными организациями и различными инициативами. Итак, по мнению большинства опрошенных (71%), самая важная сфера - это социальная помощь взрослым и детям, бездомным, людям с инвалидностью, сиротам и жертвам насилия. О важности экологической деятельности заявили 62% опрошенных, о помощи животным - 54%, а про популяризацию здорового образа жизни, содействие оказанию медицинской помощи и развитии донорства - 54%. Еще 54% выделили патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

Насколько эти цифры, показывающие реальный запрос от граждан, коррелируют с тем, что делает волонтерское сообщество сегодня? Готово ли сообщество ответить предложением на спрос, обладает ли оно достаточными ресурсами и возможностями? Это исследование необходимо для того, чтобы понять, чего хотят россияне, где труд волонтеров наиболее востребован, где нужна помощь, где больше всего “болит”, говорит Артем Метелев:

“Нам есть, над чем работать. Мы будет ориентировать свои программы под этот запрос. Большинство волонтеров на сегодняшний день задействовано в социальной сфере, но участие волонтерских организаций и ресурсных центров в решении социальных проблем и адресной помощи людям из уязвимых групп населения может быть гораздо шире. Помощью животным занимаются очень мало волонтерских организаций - эта сфера не урегулирована и мы планируем в этом и следующем году уделять этому большое внимание. Это касается и экологии: много волонтеров занимается экологической повесткой, но она, к сожалению, не всегда носит глубокий характер по причине неурегулированности взаимодействия между органами власти, подведомственными учреждениями и волонтерами. Это касается, в частности, участия волонтеров в экологическом мониторинге и общественном контроле. Это точки роста”.

Вокруг тематических номинаций конкурса “Доброволец России” сегодня формируются сообщества активных людей, проектов и лидеров организаций. С 2020 года эти сообщества будут самостоятельно вырабатывать коллективную повестку, основанную на том, какие существуют проблемы в той или иной сфере и что нужно сделать, чтобы помощь волонтеров была более эффективной. Портал ДОБРО.РУ, который объединяет сообщества на одном ресурсе, предоставляет сервисы по коммуникации (для этого разрабатывается сервис “Добро.Навигатор”), по донесению проблем до власти и по вовлечению в волонтерскую деятельность еще большего количества активных людей.

Артем Метелев: “Мы видим, что есть потребность в той или иной деятельности. Например, по помощи животным или окружающей среде. Мы будет находить соответствующие проекты, помогать им, продвигать их, формировать команды и горизонтальные связи для того, чтобы сообщество было максимально устойчивым. Я уверен, что если мы все объединимся, если волонтеры и волонтерские организации будут больше общаться друг с другом, формируя профессиональное комьюнити, то мы сможем решить любые проблемы”.

Культура волонтерства

В последние годы мы наблюдаем рост вовлеченности граждан в решение актуальных социальных проблем, говорит Елена Петренко. Наиболее активно этот процесс протекает на местном уровне и развивается как сверху вниз, со стороны власти, через стимулирование социальной активности, так и снизу вверх, со стороны населения.

“Опросы ФОМ показывают, что в массовом сознании российских граждан все заметнее становится роль социальной активности и социальной ответственности. А в основе жизненных стратегий большинства россиян все чаще преобладает рациональная оценка своих социально-экономических возможностей. И здесь нельзя не отметить позитивную и ответственную роль, которую взяли на себя волонтеры во время самоизоляции”, - отмечает эксперт.

Сегодня стратегическими направлениями развития российского добровольчества, судя по результатам исследований ФОМ, является наращивание, развитие потенциала прямого гражданского участия во всех значимых сферах жизни общества, развитие культуры, стимулирования мотивов социальной ответственности и формирование традиций такого участия, говорит Елена Петренко:

“В обществе фиксируется рост гражданских инициатив. Эта активность рождает лидеров, реагирующих на нужды людей, способных организовывать людей на совместное решение их собственных проблем. Такие лидеры – большая ценность. Развитию гражданского общества необходимо их участие и их поддержка”.

Аналитический отчет «Исследование потенциала развития добровольчества в Российской Федерации»

#новостиавц
  • VK
  • TG

Читайте также