Волонтеры, НКО и власть обучают москвичей с ментальными особенностями в психоневрологических интернатах

  • Время на чтение:13 мин
    • VK
    • TG
В Москве обсудили перспективу развития системы образования для людей с ментальными особенностями. Круглый стол провели с участием некоммерческих организаций, а также столичных Департамента труда и соцзащиты и Департамента образования и науки.

В Москве есть много успешных кейсов, когда человек с инвалидностью получает образование и реализуется в жизни. Это направление важно развивать. О том, как можно повысить уровень образования взрослых людей, проживающих в психоневрологических интернатах, поговорили участники встречи.

Значение даже школьного образования высоко, поскольку это позволяет социализироваться и найти работу. Документы об образовании необходимы, чтобы реализоваться в профессии и получать стабильный заработок. А для людей с ментальными особенностями важно не только выучиться. Необходимо оказывать всяческую поддержку и помогать в решении проблем, в том числе связанных с работой.

«Просто договориться и устроить на работу человека даже с профессиональным образованием будет ошибкой. Мы подведем и себя, и его, и работодателя. Нужно построить бизнес-процесс от мотивации до сопровождения трудовой деятельности наших подопечных. При этом я осознаю, что в этом вопросе нам потребуется поддержка общественных организаций. Полагаю, вместе мы сможем помогать и работнику, и работодателю. И такие примеры уже реализуются в интернатах. При этом, все же важно трудоустраивать наших проживающих вовне. Выходить за пределы интерната, чаще бывать в городской среде намного полезнее», — Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.



«55 наших подопечных работают на штатных должностях в интернате, 9 человек — на предприятиях города Москвы. В нашем интернате реализуется проект по сопровождению ребят, которые уходят на самостоятельное проживание», — рассказала Ольга Лебединская, директор психоневрологического интерната № 30.

По ее словам, психологи, социальные работники и специалисты по реабилитации находятся с ними в постоянном контакте и оказывают им помощь в решении их проблем. Проживающих также сопровождают в процессе их трудоустройства; дается установка на соблюдение трудовой дисциплины и добросовестное выполнение должностных обязанностей. При этом специалисты работают как с проживающими, так и с потенциальными работодателями.

«Когда мы закрылись на самоизоляцию, обзвонили всех внешних работодателей, просили пойти навстречу и сохранить рабочие места за нашими ребятами. Мы получили поддержку. Сейчас они вернулись на работу. Они гордятся своей работой. Их ценят за ответственность и желание работать. Сегодня 43 наших подопечных трудоустроены в городе, 34 — внутри интерната», — рассказал Игорь Кожекин, директор психоневрологического интерната № 16.

Помощь социально ориентированных некоммерческих организаций в сопровождении людей с ментальными особенностями необходима. Волонтеры уже активно взаимодействуют со столичными психоневрологическими интернатами. Например, добровольцы помогают организовать образовательные и досуговые мероприятия.

«Центр лечебной педагогики и Благотворительный фонд „Жизненный путь“ активны в нескольких интернатах Москвы. Наших подопечных в 22 и 23 интернатах вывозим на обучение и социализацию в свои мастерские на ВДНХ. Нельзя так просто устроить человека на работу, он сорвется. Мы неслучайно проводим мотивационные тренинги, а также занятия по подготовке к трудоустройству. С теми ребятами, ради которых мы сегодня встретились, важно работать поэтапно и системно. Это целая технология. И начинать нужно с образования и обучения, это ключ к выходу из интерната. Мы рады, что интернаты открыты к взаимодействию с нами», — Анна Битова, РБОО «Центр лечебной педагогики».

В обучении взрослых людей с ментальными особенностями есть своя специфика, которая будет учитываться при работе с подопечными интернатов.

«Обследование детей с особенностями развития проводит центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Москвы. Она определяет специальные условия обучения. Для людей 18+ важно определить вектор развития, который включает индивидуальный образовательный маршрут, маршрут профессионального обучения и трудоустройства, в том числе и сопровождаемого, а также контроль за его реализацией. Департамент образования и науки города Москвы совместно с родительским сообществом обсуждал вопрос о ресурсе ЦПМПК в работе со взрослыми людьми. Реализовать такой маршрут возможно только в рамках межведомственного взаимодействия. Важно привлекать руководителей интернатов, заинтересованные НКО, родительскую общественность. Мы не должны навредить, а действовать профессионально и безопасно, соблюдая права всех участников образовательного процесса, не забывая про права других родителей и детей» — Ольга Москвичева, заместитель начальника управления государственного надзора и контроля Департамента образования и науки города Москвы.

Круглый стол прошел в формате установочной встречи. Главное — все стороны заинтересованы в максимальной социализации подопечных московских интернатов.

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также