Исследование фонда «Солнечный город»: почему так важно, чтобы с ребенком из детского дома рядом был близкий взрослый

  • Время на чтение:17 мин
    • VK
    • TG
Благотворительный фонд «Солнечный Город» представил результаты исследования по итогам шести лет работы проекта «Наставничество», который реализуется совместно с фондами-партнерами в 13 регионах России.

Суть проекта заключается в индивидуальном сопровождении воспитанников детских домов взрослыми волонтерами-наставниками, которые помогают детям адаптироваться к самостоятельной жизни вне учреждения.

Изначально проект был запущен в 2014 году во всех детских домах Новосибирской области. С 2017 года началась его реализация в других регионах совместно с фондами-партнерами. Специалисты «Солнечного Города» передают технологию работы, проводят групповые встречи (фонд-партнер постоянно поддерживают психолог и куратор), помогают в продвижении проекта и поиске наставников. За шесть лет существования проект вырос более чем в 10 раз и сейчас в нем принимает участие 455 пар «ребенок-наставник» в 13 регионах России.

Каждый проект, появляющийся в городах, уникален, но всех их объединяет общая цель – создать благоприятную среду для детей и найти как можно большему числу ребят старших друзей. Для этого фонд «Солнечный Город» основал Ассоциацию «Наставничества», призванную развивать, координировать благотворительные фонды и организации в разных регионах. Так можно не только передать свой опыт и разработанную методологию, но и создать единую базу наставников, вместе искать решение возникающих проблем, не допускать кризисных моментов и поддерживать новые проекты на каждых этапах их развития.

«Каждый регион включается в проект с разным «багажом». Кто-то уже пробовал самостоятельно реализовывать проект, у кого-то был опыт развития волонтерских движений, а кто-то в первый раз сталкивается с подбором и обучением добровольцев. Мы не можем просто дать им шаблон, и ждать, что технология начнет работать, поэтому мы стараемся взять каждого за руку и провести по пути запуска проекта, продвижения, обучения и сопровождения. За последний год к нам присоединилось 7 новых городов, заявки от фондов поступают регулярно, и мы рады бесплатно делиться тем, что умеем делать хорошо», – говорит Дарья Сапрыкина, региональный куратор проекта «Наставничество».

Каждый год специалисты фонда «Солнечный Город» проводят оценку качества работы проекта по четырем параметрам: динамика развития, качество отношений наставника и ребенка, удовлетворенность участников проекта работой и текущие влияние на качество жизни ребенка. С 2019 года влияние наставников на жизнь детей исследуется через шесть основных сфер: отношения с другими людьми, материально-бытовая сфера, личностное развитие и самореализация (учеба, работа, хобби), психологическое состояние и настроение ребенка, здоровье и забота о собственном теле, ценностные ориентиры. Акцент на этих шести сферах продолжился и в 2020 году.
В исследовании принимали участие дети, наставники и сотрудники детских сиротских учреждений 7 регионов – тех, которые участвовали в проекте более года. Всем трем группам кураторы и психологи проекта задавали одни и те же вопросы, а позже их ответы сопоставлялись.

Один из показателей оценки проекта – уровень доверия между ребенком и взрослым. По итогам анкетирования участников, средний бал этого параметра по всем регионам с точки зрения детей – 9 баллов (где 10 баллов – максимальная оценка), по мнению наставников – 7,4 балла, а сотрудников детских домов – 8 баллов. Психологи проекта отмечают, что наставники в значительной степени занижают уровень доверия в парах и своего влияния на подопечного. При этом, 97% наставников и 96% детей отметили, что хотят продолжить общение.

Не менее важный показатель – то, как наставник влияет на жизнь ребенка “здесь и сейчас”. Результаты исследования показали, что присутствие неравнодушного взрослого в жизни ребенка, проживающего в детском доме, в значительной степени влияет на его психологическое состояние, взаимоотношения с другими людьми, а также личностное развитие и желание самореализоваться. Эти сферы лидировали в ответах всех трех групп респондентов.

По мнению детей три основные сферы влияния – это психологическое состояние (61%), ценностные ориентиры (57%) и отношения с другими людьми (50%). У наставников – психологическое состояние (66%), отношения с другими людьми (65%) и ценностные ориентиры (52%). А у сотрудников учреждений – психологическое состояние (81%), личностное развитие (48%) и отношения с другими людьми (47%)

«Значение и влияние семьи или значимого взрослого в жизни каждого ребенка невозможно переоценить. Существует гипотеза, что если у ребенка есть один значимый взрослый, которому он доверяет, то он всегда сможет обратиться к нему за помощью, потому что знает: его всегда примут, помогут словом и/или делом. Мы очень надеемся, что у проекта большое будущее, потому что видим потребность в наставниках у детей и получаем отклики из тех городов, где проекта еще нет. Технология проекта и результаты в парах позволяют нам быть уверенными в том, что мы всей командой специалистов делаем очень важное и нужное для детей и всего общества дело», – отмечает Анастасия Землянова, куратор проекта "Наставничество" в Новосибирске.



Справка:
Детский благотворительный фонд «Солнечный город» с 2007 года реализует системные долгосрочные программы и проекты для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня фонд эффективно объединяет усилия многих сотен людей. За 13 лет около 35 000 людей поддержали благотворительные проекты и акции Фонда. Из средств, привлекаемых Фондом, финансируется труд нескольких десятков специалистов, работающих с детьми в детских домах и с приемными семьями, в 14 регионах страны; инициируются, организуются и поддерживаются долгосрочные программы помощи; проводится обучение специалистов и модернизация интернатных учреждений на «семейно-ориентированную модель». За годы существования более 30 тысяч детей получили помощь.

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также