В Санкт-Петербурге пройдут первые в мире гонки на вездеходах среди незрячих пилотов

  • Время на чтение:23 мин
    • VK
    • TG
В автопробеге "Слепые гонки" спортсмены с нарушениями зрения сядут за руль специально оборудованных машин и при помощью зрячих штурманов преодолеют сложную трассу в 600 километров. Заезд планируют провести в декабре 2020 года.

Незрячий человек за рулем – представить такое почти не возможно. Но это лишь на первый взгляд. Уже несколько лет в России существует уникальный проект «Слепые гонки» по подготовке незрячих пилотов. А теперь движение собирается выйти на новый уровень и стать популярным видом спорта среди слепых и слабовидящих людей.

«Слепые гонки» основал незрячий байкер из Москвы Борис Вешняков. В 2011 году парень вместе со своим другом, Николаем Никифоровым, попал в страшную аварию, в результате которой мужчина сломал кости таза, получил сложнейшую черепно-мозговую травму и ослеп. Когда Вешняков немного оправился от произошедшего, понял, что сесть за руль, несмотря на полное отсутствие зрения, он обязан. При поддержке Николая Борис создал систему, с помощью которой инвалид по зрению смог передвигаться на карте или квадроцикле – на одежду слепого человека прикрепляется приемник, через который зрячий «штурман» дает нужные команды.

С тех пор направление начало активно развиваться, и теперь выходит на новый уровень. Уже в декабре 2020 года в Санкт-Петербурге состоится первый в мире автопробег по бездорожью для слепых и слабовидящих людей. В заезде примут участие четыре водителя с нарушениями зрения– они будут ехать на одном вездеходе-болотоходе. В течение всей поездки «особых пилотов» будут сопровождать два зрячих штурмана – они будут давать незрячим водителям команды по управлению машиной. Общая протяженность трассы, которую придется преодолеть слепым гонщикам — 600 километров, 200 из которых представляют собой реальное бездорожье – с болотами, полями, канавами и оврагами – в общем, все как положено на настоящем трофи-рейде. Весь пробег рассчитан на три дня.

Развитием направления «Слепые гонки» в городе на Неве занимается 43-летний Владимир Худяков. Он является директором производства вездеходов системы «Навигатор», на которых будет осуществляться автопробег, а также одним из действующих пилотов будущего оффроуд-заезда. У Владимира с детства — глаукома. До 36 лет мужчина еще видел, но после наступила темнота с небольшими просветами — у Владимира все-таки остался небольшой «подгляд», то есть остаточное зрение.

— Когда я понял, что смогу сесть за руль сам, — рассказывает Владимир Худяков, — я предложил некоторым организациям создать общество психологической поддержки бывшим водителям, которые, как и я, потеряли зрение. Чтобы они смогли почувствовать себя за рулем и хотя бы частично облегчить им ужасы потери зрения, показать, что жизнь продолжается. Мне отказали. Сказали, что это невозможно, но благодаря друзьям я смог выйти на Бориса Вешнякова, у которого к тому времени уже 1,5 года существовал проект «Слепые гонки». Так я начал вести направление в Питере.

По словам Владимира Худякова, гонки на вездеходах-болотоходах хороши тем, что на них не нужны права – можно смело кататься по бездорожью, главное — не выезжать на дороги общего пользования, поэтому везде, где есть асфальт – незрячие передвигаются исключительно на прицепе.

Трассу и маршрут для «Слепых гонок» в Санкт-Петербурге предоставит команда международного уровня по оффроуду – «Ладога-трофи». Заезд будет состоять из трех этапов, на которых слепых пилотов будут сопровождать военно-патриотический клуб «Блокада» и несколько авто и мотоклубов: «Ночные волки», «Лагода-трофи», клуб «УАЗ- Патриот», клуб «УАЗ 4х4», Гатчинский мотоклуб и клуб квадроциклов.

Первый этап гонок – круговой, от Кобоны — места, где «Дорога жизни» выходила на берег Ладоги, и обратно. Протяженность этого этапа — 30 км, 5 из которых приходятся на труднопреодолимую болотную местность.

— Так получилось, что мой дед и дед Бориса пересекались во время Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте, — делится с порталом «Открытые НКО» Владимир Худяков. — И символично, что внуки чисто случайно узнали об этом, и так совпало, что пробег начнется в тех местах, где воевали наши деды. Поэтому мы хотим с патриотическим клубом «Блокада» провести что-то вроде «Бессмертного полка». Историк клуба сможет немного осветить для участников пробега события тех лет.

Следующий марш пройдет от реки Паша до реки Аять – это 60 км по заброшенным деревням. Гонщики проедут даже через знаменитую деревню «Лукина Изба», а гости – поедут по шоссе и будут встречать пилотов и штурманов уже на третьем этапе. Третий этап стартует у Церкви Елисея Пророка в деревне Сидозеро.

Между этапами всех участников пробега будет ждать развлекательная программа: лазертаг вслепую (незрячие против зрячих, зрячим – завязывают глаза), пейнтбол (стрельба по мишеням на звук, вслепую), небольшое выступление собак-поводырей и концерт питерских рок-групп и незрячих музыкантов.

— Ночевать ребята с инвалидностью будут в лесу, — продолжает рассказ Владимир, — их ждут небольшие квесты: они сами будут ставить палатки, разводить костры, готовить себе еду и полностью заниматься своим проживанием. Всего планируется три таких ночевки. Все будет предусмотрено: палатки зимние, с печами, закрытые мангалы, и рацион, подобранный специально для выживания в условиях леса.

Организаторы проекта рассчитывают провести заезд на вездеходах именно до конца года, точная дата будет определена в ближайшее время. Они мечтают стать первыми, кто введет в мир незрячих эти виды спорта – слепые гонки на картах и на вездеходах.

— Это первое в мире мероприятие, — объясняет Владимир Худяков. — Многие считают, что это опасно, невозможно, и что это — нонсенс — слепые не могут садиться за руль. Именно по этой причине до сих пор не открыт новый вид спорта «Картинг вслепую». Многие крупные чиновники считают, что это лишь «мужские игрища», никак не связанные со спортом. Хотя аналогов проекта «Слепые гонки» нет нигде. Наш проект ничем не отличается от штурманского ралли – та же самая легенда, также штурман говорит куда поворачивать, есть лишь одно исключение – у нас незрячий пилот. Техника безопасности соблюдена на сто процентов: есть ремни безопасности, есть отопление, чтобы ребята не замерзли, есть система экстренной остановки у зрячего штурмана. Все продумано, и главное – это важно для незрячих людей.

В следующем году подобный «слепой» заезд планируется во Франции, но у них совершенно иная методика вождения. Вместо зрячих штурманов – компьютерное оборудование: специальные перчатки и наколенники, которые будут давать сигналы пилоту: сбросить или добавить газ, затормозить, повернуть и так далее. Все это будет осуществлено с помощью программы беспилотников, разработанной в Европе.

— Из-за патриотических чувств хочется, чтобы Россия была первой, и чтобы именно эти виды спорта были официально признаны первыми в мире на территории России, так как все остальные виды спорта пришли из-за рубежа, — продолжает рассказывать Владимир Худяков. — По этой же причине мы отказались от предложений Германии и Италии – проехать на их технике и по их территории. Также отказались от использования канадской техники Bombardier. Во-первых – это безумно дорого, а стоимость нашего вездехода достигает всего 350 тысяч рублей, а во-вторых – это не патриотично.

Создатели «Слепых гонок» планируют открыть это направление во многих городах, в том числе и в самых маленьких. На данный момент согласие на проведение подобного пробега дали уже 15 городов нашей страны. После пробега организаторы будут подавать документы на официальное открытие нового вида спорта, и, соответственно, создание команд. «Слепые гонки» — смогут не просто помочь в реабилитации ребят, потерявших зрение, но и исполнить мечты инвалидов с рождения – попробовать, что такое автомобиль, почувствовать скорость и ощутить, каково это – быть водителем.

Редакция Добро.Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

  • VK
  • TG

Читайте также