Представители некоммерческого сектора обсудили препятствия для своевременного оказания помощи подопечным

  • Время на чтение:16 мин
    • VK
    • TG

Комиссия Общественной палаты РФ (ОП РФ) по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО 18 ноября провела общественные слушания «Работа НКО во время второй волны пандемии COVID-19: ожидания, вызовы, барьеры».


Масштаб проблем, связанных с коронавирусной пандемией, растет, и вместе с этим в обществе растут ожидания от НКО, которые уже в первую волну доказали свою эффективность, смогли прийти на помощь там, где не хватало усилий органов власти, говорит Елена Тополева, председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.


Она рассказала, что в первую волну пандемии наиболее востребованными оказались поддержка отдельных категорий граждан, деятельность в сфере социального обслуживания и перевод ее в удаленный формат, поддержка медицинских организаций, психологическая и юридическая помощь, информационная поддержка. В то же время люди часто не знали, к кому обращаться за помощью — не хватало информации, межведомственного взаимодействия. Кроме того, стало очевидно, что надо создавать систему выявления людей, которые нуждаются в помощи: изменить заявительный характер на активно-поисковый. Тополева подчеркнула, что и государство, в свою очередь, оказало НКО существенные меры поддержки.


«На мой взгляд, сегодня не совсем правильно, неэтично ставить вопрос: помогите нам, нам плохо. Сейчас плохо всем, экономике нашей плохо. Разговор надо строить в другой парадигме: мы готовы помогать — и мы помогаем, но есть препятствия, чтобы эту помощь своевременно оказывать», — считает она.


Без помощи государства НКО в 2021 году все же не обойтись, считает заместитель руководителя федерального исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов. По его мнению, существенной поддержкой для некоммерческих организаций станет продление моратория на проверки, в том числе аудиторские, и выплату страховых взносов, отсрочка еще на шесть месяцев арендных платежей, сохранение особого порядка уплаты пени за коммунальные услуги и т. д.


Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак считает необоснованным применение к НКО ограничений для бизнеса, например, по количеству сотрудников, которые должны находиться на удаленном режиме работы, так как специфика работы многих НКО — непосредственный контакт с теми, кто нуждается в их поддержке.


Эксперт также озвучил ряд условий, которые, по его мнению, позволят продолжать работу некоммерческого сектора: доступ наравне с государственными организациями к ресурсам на средства индивидуальной защиты и обязательное тестирование; техническое переоборудование организаций с учетом необходимости работать в дистанционном формате; информационная открытость и прозрачность — сокрытие информации о нуждающихся в помощи, в том числе о заболевших, не позволяет определить реальные потребности в помощи НКО; введение онлайн-приемных для упрощения взаимодействия с региональными органами исполнительной власти, социальной защиты и самими нуждающимися.


Наталья Кирюхина, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, обратила внимание на работу НКО с наиболее уязвимыми группами населения, которые испытывают административные, финансовые, инфраструктурные ограничения в доступе к услугам и сервисам, находятся на краю бедности, социальной изоляции, дискриминации, не имеют возможности самоизолироваться, соблюдать гигиенические мер, приобретать СИЗ и т. д.


«А самое главное — это отсутствие доступа к информации, как уберечься и как получить помощь при заражении, — пояснила Наталья Кирюхина. — Я убеждена, что необходимо, во-первых, поддерживать организации, работающие со сложными группами населения, а во-вторых, поддерживать и развивать самосознание и сопротивляемость, самопомощь и взаимопомощь самих представителей этих уязвимых групп».


Елизавета Олескина, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работы, подняла вопросы, на которые, по ее мнению, ни у государства, ни у коммерческого сектора пока нет ответа.


«Это помощь одиноким людям на дому, которые благодаря акции #МЫВМЕСТЕ и социальным работникам получают продукты питания. Но что происходит с этими людьми за закрытой дверью, если многие из них даже приготовить эти продукты не могут, мы не знаем. Большая проблема — реабилитация после самоизоляции и ковид. Уже сейчас наблюдается снижение физических и когнитивных способностей особенно у уязвимых групп, возрос риск депрессий, и само по себе это не вылечится. Третья проблема — мы, как сектор, устали. Я вижу, как чахнут наши команды, устали и люди, работающие вахтами. Им пока идут федеральные выплаты, но уровень усталости такой, столько семей рушится, что люди увольняются, говоря, что никакие деньги уже не нужны. Наша задача — поддержать вахтовых сотрудников, без которых вся сфера рухнет», — призвала она.


Олескина предложила НКО провести информационную кампанию, которая бы показывала бытовой героизм их сотрудников, врачей и работников социальных служб.


Среди других озвученных участниками слушаний проблем — продолжение камеральных налоговых проверок НКО, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов, задержки с возмещением затрат на средства индивидуальной защиты и сложности с прохождением тестирования, трудности с психологической помощью людям — очевидно, что такая поддержка нужна, однако оказывать ее получается только через горячие линии.


Также эксперты отметили, что в сложившейся эпидемиологической ситуации большое значение имеет профилактика заболевания COVID-19 и просвещение населения, например, проведение встреч сотрудников организаций и учреждений с представителями медицинских служб для регулярного информирования о мерах профилактики COVID-19. Важную роль эксперты отводят укреплению партнерских коммуникаций и наполнению информационного поля.


Источник: Общественная палата РФ

  • VK
  • TG

Читайте также